Это изучение может осуществляться в течение всего учебного года по классам. Делать это можно в ходе регулярных минипедсоветов с участием классного руководителя и преподающих в его классе учителей для обсуждения динамики личностного развития учащихся класса.
Минипедсоветы могут проводиться один раз в четверть, триместр или полугодие. Принципы организации таких минипедсоветов могут быть такими.
1. Минипедсовет проводится вокруг конкретного детского коллектива (класса) и объединяет всех взрослых, работающих с детьми данного класса. Такими взрослыми могут быть как учителя, так и другие работники школы (социальный педагог, психолог, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, советник по воспитанию, вожатый, врач и т.п.).
2. Решение об участии каждый из специалистов принимает самостоятельно, исходя из того, есть ли у него значимая информация о детях данного класса, связанная с их поведением, личностными особенностями, и есть ли стремление такую информацию получить.
3. Минипедсовет представляет собой равноправное сообщество специалистов, собравшихся для обсуждения проблем и перспектив развития личности членов конкретного класса.
4. Главной целью минипедсовета является стремление всех его участников помочь тем детям, чье поведение и динамика личностного развития обсуждается на нем. Другими словами – понять, как помочь детям стать лучше.
5. Минипедсовет проходит в форме обсуждения педагогами особенностей личностного развития школьников, с которыми они работают. Оптимальной формой проведения минипедсовета является разговор «в кругу», когда ведущим (классным руководителем) выдвигается кандидатура того или иного ребенка, а все присутствующие по очереди высказываются о своих наблюдениях относительно поведения данного ребенка за некий прошедший период.
6. Данные наблюдения должны быть конкретными. Если предлагаются гипотезы, то они должны основываться на конкретных фактах.
7. Такого рода наблюдения помогут педагогам понять, что происходит с тем или иным ребенком, чем он живет, что его волнует, какие проблемы сейчас он испытывает, что у него особенно получается и т.п. Важно стремиться к тому, чтобы у всех взрослых, работающих с этим конкретным ребенком, было максимально полное представление о нем, о его достоинствах и недостатках, о его интересах и потребностях, о его проблемах и заботах, мыслях и устремлениях. Такое знание поможет педагогам лучше учить и воспитывать, быстрее найти с ним общий язык, особый подход к нему.
8. Важно понимать, что многое из того, что обсуждается на таком минипедсовете, касается личности ребенка, поэтому необходимо сохранение конфиденциальности обсуждаемой здесь информации.
9. Минипедсовет не является органом, правомочным принимать какие-либо решения. Основная его функция – поддерживающая, консультационная, информационная.